Фаина Георгиевна (Григорьевна) Раневская (урождённая Фанни Гиршевна Фельдман; 1896-1984) - выдающаяся советская актриса театра и кино.
В течение нескольких десятков лет, начиная с 1930-х годов, Фаина Раневская была одной из самых популярных актрис театра и кино. Играла в пьесах А.П. Чехова, А.Н. Островского, А.М. Горького, И.А. Крылова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. К сожалению, об игре актрисы можно судить только по фотографиям, так как лишь последние три спектакля ("Дальше - тишина", "Правда хорошо, а счастье лучше" и "Странная миссис Сэвидж") записаны на пленку. Широкому зрителю Фаина Раневская больше знакома по кинофильмам "Пышка", "Свадьба", "Человек в футляре", "Мечта", "Весна", "Золушка", "Слон и веревочка", "Подкидыш" и др.
Фаина Раневская родилась 27 (15 по старому стилю) августа 1896 года в Таганроге в состоятельной еврейской семье. Ее отцу, Гиршу Хаймовичу, крупному торговцу и владельцу фабрики сухих красок, принадлежали несколько домов, магазин, склады, пароход "Св. Николай". Он являлся старостой синагоги и основателем приюта для престарелых евреев. Мать, Милка Рафаиловна (Заговайлова), была натурой несколько экзальтированной, поклонницей литературы и искусства, страстной почитательницей личности и творчества А.П. Чехова. От нее, видимо, Фаина унаследовала чувствительность, артистичность, любовь к поэзии, музыке и театру.
Судя по высказываниям самой актрисы, она не была счастлива в родительском доме: "Мне вспоминается горькая моя обида на всех окружавших меня в моем одиноком детстве...". Трудно понять, почему, живя без всяких материальных проблем, в семье, где у нее были еще брат и сестра, горячо любимая мать, девочка чувствовала себя несчастливой и одинокой. Возможно, причина в ее повышенной ранимости из-за легкого заикания, которым Фаина страдала от рождения.
Боясь насмешек, Фаина избегала сверстников, не имела подруг, не любила учиться. С трудом проучившись в младших классах Мариинской женской гимназии, девочка упросила родителей забрать ее оттуда.
В то же время Фаина получила обычное для девочки из обеспеченной семьи домашнее воспитание, обучалась музыке, пению, иностранным языкам, любила читать.
Лет с 14 начинается увлечение Фаины театром. Первые посещения городского театра оставили в душе девочки-подростка неизгладимые впечатления, но настоящее потрясение испытала она в 1913 году, когда побывала на спектакле "Вишневый сад" А.П. Чехова на сцене Московского Художественного театра, где играли звезды тех лет.
Кстати, псевдоним "Раневская" именно из этой пьесы. Однажды по дороге домой у Фаины из сумочки выпали деньги, их подхватил ветер, а она смеялась и говорила: "Как красиво они летят!". Ее спутник тогда заметил: "Вы совсем как Раневская". Так и осталась за ней эта фамилия, позже став официальной.
Опустился занавес, погасли огни рампы, а девушка все продолжала сидеть в опустевшем зале... Она поняла, что ее призвание - театр. "Профессию я не выбирала, - скажет позже Фаина Григорьевна, - она во мне таилась".
После возвращения домой Фаина сдала экстерном экзамены за курс гимназии и стала посещать занятия в частной театральной студии А. Ягелло (А.Н. Говберга). Она училась свободно двигаться на сцене, говорить, растягивая слова, чтобы скрыть свое заикание. В это время она участвовала в любительских спектаклях.
Отец снисходительно относился к увлечению дочери. Но, когда вдруг Фаина объявила о желании стать профессиональной актрисой, это вызвало скандал и разрыв с семьей. О том, чтобы пойти работать в местный театр, не могло быть и речи. Кроме того, девушка понимала, что ей еще нужно всерьез учиться сценическому мастерству.
В своей биографии Ф.Г. Раневская позже писала: "В 1915 году я уехала в Москву с целью поступить в театральную школу, ни в одну из лучших школ принята не была как неспособная. С трудом устроилась в частную школу, которую вынуждена была оставить из-за невозможности оплачивать уроки". Можно представить, в каком положении оказалась Фаина Раневская в Москве: без денег, без протекции, без жилья. Начинала она свой путь актрисы с участия в массовках на сценах провинциальных театров.
Вся семья Фельдман после революции эмигрировала, Фаина осталась одна в России. Она работала в Крыму, в Ростове-на-Дону, в Саратове, Баку и других городах. Святая вера в свое призвание помогала Фаине Раневской преодолевать все невзгоды.
В Москве она обосновалась в 1931 году, имея за плечами уже десятки сыгранных ролей. С 1934 года она начала сниматься в кино, что сразу же принесло ей широкую известность. Раневской одинаково удавались сатирические, бытовые, гротескные и драматические образы. Прирожденный талант, помноженный на неимоверную работоспособность, и преданность искусству помогли таганроженке стать одной из самых любимых зрителями актрис.
Фаина Раневская обрела легендарную популярность, была отмечена высокими званиями и наградами, дружила со многими выдающимися людьми. Все было у нее, кроме семьи и личного счастья: она так никогда не стала ни женой, ни матерью.
Пока были силы - всё занимал театр. В последний раз Раневская вышла на сцену в возрасте 86 лет. В 1983 году она ушла из театра, объяснив, что ей "надоело симулировать здоровье". Никто тогда еще не знал, что ей оставался последний год жизни. Скончалась Ф.Г. Раневская 19 июля 1984 года, похоронили ее на кладбище Донского монастыря вместе с сестрой Изабеллой.
За долгие годы после того, как Фаина Раневская уехала из Таганрога, она ни разу не приезжала в родной город. В 30-е годы это было опасно: здесь помнили, что она дочь "классово чуждых элементов", эмигрантов. Затем - война, эвакуация в Ташкент, большая работа после войны, личные потери, болезни, операции...
И все же Фаина не забыла город своего детства. Она переписывалась с таганрожцами А.Н. Декариано и М.К. Балаян, завещала Таганрогу часть своих вещей, книг, фотографий, документов. Все это сейчас хранится в Краеведческом музее, где также экспонируется фрагмент ее гостиной.
А на доме, где родилась Фаина Фельдман, 29 августа 1986 года была установлена мемориальная доска. Наконец, в мае 2008 года перед этим домом был открыт памятник великой актрисе работы ростовского скульптора Д.Р. Бегалова. В настоящее время прорабатывается вопрос об открытии в здании мемориального музея Ф.Г. Раневской.
Фильмография:
1934 - «Пышка» - Госпожа Луазо
1937 - «Дума про казака Голоту» - попадья
1939 - «Ошибка инженера Кочина» - Ида, жена портного
1939 - «Подкидыш» - Ляля
1939 - «Человек в футляре» - жена инспектора гимназии
1940 - «Любимая девушка» - тетка Добрякова
1941 - «Мечта» - Роза Скороход
1941 - «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» - Горпина
1942 - «Александр Пархоменко» - таперша
1943 - «Новые похождения Швейка» («Солдатская сказка») - тетушка Адель
1943 - «Три гвардейца» («Родные берега») - учительница
1944 - «Свадьба» - мамаша
1945 - «Небесный тихоход» - профессор медицины
1945 - «Слон и верёвочка» - бабушка
1947 - «Весна» - Маргарита Львовна
1947 - «Золушка» - мачеха
1947 - «Рядовой Александр Матросов» - врач
1949 - «Встреча на Эльбе» - миссис Мак-Дермот
1949 - «У них есть Родина» - фрау Вурст
1958 - «Девушка с гитарой» - Свиристинская
1960 - «Осторожно, бабушка!» - бабушка
1964 - «Лёгкая жизнь» - «Королева Марго»
1965 - «Сегодня - новый аттракцион» — директор цирка
1965 - «Первый посетитель» - эпизодическая роль: старая дама
1980 - «Комедия давно минувших дней»
Озвучивание мультфильмов:
1943 - «Сказка о царе Салтане»
1970 - «Карлсон вернулся» - фрекен Бок
Лучшие сценические образы:
Васса («Васса Железнова» Горького, 1936)
Берди («Лисички» Л. Хеллман, 1945)
Манька-спекулянтка («Шторм» В.Н. Биллъ-Белоцерковского, 1951)
Бабушка («Деревья умирают стоя» А. Касоны, 1958)
Этель Сэвидж («Странная миссис Сэвидж» Д. Патрика, 1966)
Звания:
Народная артистка СССР (1961)
Трижды лауреат Сталинской премии (1949, 1951, 1951)