Виктор Яковлевич Литвинов (1910-1983) родился в Таганроге в семье железнодорожника. В 1930 г., окончив Таганрогский индустриальный техникум (ныне Таганрогский авиационный колледж им. В.М. Петлякова), был принят техником-технологом на Таганрогский авиационный завод.
В 1931 г. по разнарядке Авиатреста СССР был направлен в Москву на одно из старейших авиационных предприятий страны – Московский государственный авиазавод №1 имени Авиахима. За десять лет прошёл путь от техника-конструктора до главного инженера предприятия, параллельно окончив с отличием Московский авиационный институт.
В 30-е годы при непосредственном участии В.Я. Литвинова на ГАЗ №1 впервые в отечественной практике был внедрен поточный метод сборки самолётов, введен принцип параллельности: одновременно шла разработка конструкции самолета и выпуск его чертежей с подготовкой производства. Также В.Я. Литвинов возглавлял работы по стандартизации и унификации оснастки, решению других технических и организационных проблем, что позволило значительно увеличить темп выпуска самолётов и повысить качество сборки.
В октябре 1941 г. ГАЗ №1 был эвакуирован в Куйбышев, где уже через два месяца – в конце декабря – был возобновлён выпуск самолётов. В 1942 г. завод полностью перешёл на выпуск штурмовика Ил-2. Именно Литвинову принадлежит основная заслуга в организации массового производства Ил-2, в разработке и внедрении кругового ленточного конвейера сборки крыла самолета. В 1944 г. он был назначен директором завода, в 1945 г. – удостоен звания Героя Социалистического труда.
После Великой Отечественной войны завод под руководством В.Я. Литвинова в кратчайшие сроки освоил серийный выпуск первых советских реактивных истребителей - МиГ-9, в последующие годы - фронтовых истребителей МиГ-15 и МиГ-17, нового бомбардировщика Ил-28, первого дальнего реактивного бомбардировщика Ту-16, пассажирского авиалайнера Ту-104.
В середине 1950-х гг. завод был передан из Министерства авиационной промышленности в новое ведомство – Министерство общего машиностроения СССР (знаменитое МОМ - ракетно-космическое министерство Советского Союза). Именно под руководством Виктора Яковлевича была создана и отработана на Байконуре, а потом серийно выпускалась легендарная баллистическая ракета Р-7 - та самая ракета, на которой совершил полёт первый космонавт Юрий Гагарин. В 1960 г. за выдающиеся заслуги перед Родиной в деле создания новой техники В.Я. Литвинову было вторично присвоено звание Героя Социалистического труда.
В 1962-1965 гг. В.Я. Литвинов работал председателем Куйбышевского совнархоза, в 1965-1973 гг. - заместителем Министра общего машиностроения СССР.
В мае 1981 г. в таганрогском парке культуры и отдыха им. М. Горького согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР был установлен и торжественно открыт бронзовый бюст первого таганрожца – дважды Героя Социалистического труда. На торжественный митинг по этому случаю В.Я. Литвинов прилетел из Москвы с женой, сыном, дочерью и братом.
Несмотря на большую загруженность по работе, В.Я. Литвинов неоднократно избирался депутатом Верховного Совета РСФСР, делегатом XIX, XX, XXII съездов КПСС.
В.Я. Литвинов - генерал-майор инженерно-авиационной службы. Дважды лауреат Сталинской премии, награждён четырьмя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалью «За трудовую доблесть» и др.
Звание «Почетный гражданин г. Таганрога» было присвоено Виктору Яковлевичу Литвинову в 1981 г.
На их плечах держалось небо (очерк к 110-летию со дня рождения В.Я. Литвинова).