Преступления против собственности и борьба с ними стали одной из самых актуальных проблем правоохранительных органов. Мошенничество, как один из видов преступления против собственности, по своей форме «мошеннических обманов» чрезвычайно разнообразно. Самыми распространенными на сегодняшний день являются следующие мошеннические схемы с использованием мобильной и проводной связи:
а) сотовый и проводной телефон используется как средство передачи голосовой информации: «ваш сын попал в аварию...», «мама/папа, у меня проблемы...», «это из банка/соцзащиты и пр...»;
б) сотовый телефон используется для передачи СМС с ложной информацией: «мама, кинь мне на этот номер денег, потом все объясню», «ваша карта заблокирована, подробности по телефону...», «с вашего счета списано 5000 рублей, подробности по телефону...»;
в) сотовый телефон и ваше объявление в сети Интернет (торговые площадки) используется мошенником для получения от вас данных карты и привязки карты к мобильному телефону мошенника: «я по вашему объявлению на «торговой площадке» (о продаже, о сдаче в аренду), сообщите мне данные с вашей карты и код на обратной стороне, я вам отправлю деньги...», «я хочу отправить деньги вам на карту за товар на торговой площадке, предоплату за аренду, у вас карта привязана к мобильному банку, если нет – идите к банкомату, я вас проинструктирую, как подключить мобильный банк...».
При получении подобных сообщений не нужно перезванивать на указанные номера. Мошенники могут потребовать передать деньги курьеру, перечислить их на карту, номер мобильного телефона, попытаются получить от вас сведения о вашей банковской карте, предложить пройти к банкомату и совершить какие-либо операции у банкомата, попросят сообщить коды, которые приходят вам на телефон. В случае получения входящего звонка необходимо прекратить разговор, даже если собеседник вселяет уверенность в своей правдивости. Помните!Мошенники обладают психологическими приемами введения в заблуждение!
Аналогичные случаи мошенничества встречаются и в сети Интернет, но сообщение о помощи передается посредством сообщения в социальной сети с ложной страницы родственника. При сомнении в правдивости полученной информации следует перезвонить близким, от имени которых пришло сообщение, позвонить в банк по указанному на карте или в договоре телефону, посетить ближайшее отделение банка.
Помните! Банк никогда не запрашивает по телефону сведения о карте клиента, её номер, код на обратной стороне, Ф.И.О. владельца карты и срок её действия, а тем более пин-код. Если собеседник пытается получить от вас такую информацию или просит сообщить коды, которые пришли на ваш телефон от банка, – немедленно прекратите с ним разговор. Гражданам, имеющим престарелых родственников, соседей, знакомых, необходимо разъяснить им, какие способы мошенничества существуют, как вести себя при получении звонков и сообщений мошеннического характера. Если пожилой человек получает пенсию на банковскую карту, то предложите свою помощь в снятии с карты денежных средств, либо предложите родственнику передать карту вам. Во многих случаях в ходе общения с престарелыми людьми сообщники мошенников находятся в районе проживания пожилого человека, либо у его дома, подъезда.
Если в ходе телефонного разговора преступником была получена информация о банковской карте, необходимо позвонить по телефону, указанному на карте, и заблокировать карту. В день совершения мошенничества необходимо обратиться в банк с заявлением о возврате денежных средств на карту, так как банк обязан возвратить денежные средства, если операция была оспорена владельцем карты в день операции.
Для предотвращения мошеннических действий также рекомендуем не распространять в сети Интернет сведения о мобильных номерах с их привязкой к анкетным данным, не указывать мобильные номера на социальных страницах, в подаваемых в сети объявлениях не указывать рядом с номером сотового телефона имя и фамилию, адрес жительства и другую личную информацию. Не использовать в сети Интернет номера своих мобильных телефонов, к которым привязаны банковские карты, и номера мобильных телефонов, которые используются для работы в «Мобильном банке».
В последнее время получают распространение мошенничества, совершенные в отношении пользователей сети Интернет, продающих товары на сайтах бесплатных объявлений. Продавцу поступает звонок от якобы покупателя. Мошенник под видом покупателя сообщает, что желает приобрести товар, но проживает в другом городе и предлагает оплатить товар путем перечисления денежных средств на карту продавца. Для этого он просит продавца назвать номер карты, владельца карты, срок действия карты, код на обратной стороне, а также сотовый номер, привязанный к карте, либо по умолчанию использует номер, указанный в объявлении. После получения этих сведений мошенник использует данные о карте для оплаты покупок в сети Интернет. Другой вариант – когда на телефон продавца поступают коды от банка и мошенник просит сообщать их якобы для перевода денег. В этот момент мошенник подключает к телефону потерпевшего или к своему телефону услугу «Мобильный банк» и похищает деньги с карты. Третий вариант – когда мошенник, выступающий в роли «покупателя», предлагает продавцу пройти к банкомату и, произведя некоторые операции, якобы получить деньги.
г) сотовый телефон используется мошенниками для передачи СМС, сообщений через мессенджеры Viber, WhatsApp, Telegram с вредоносной информацией. Типы сообщений: «здесь наши с тобой фото http:\\\\...», «ваш аккаунт, страница «ВКонтакте» взломаны, пройдите регистрацию http:\\\\...», «вы выиграли автомобиль, подробности http:\\\\...”. Новый тип сообщений с вредоносной ссылкой: «я по вашему объявлению, согласны ли на обмен на это http:\\\\foto3.inc...».
При получении подобных сообщений откажитесь от прохождения по указанной ссылке и активации полученных ссылок. По возможности проверьте, есть ли в поисковых системах сети Интернет сведения о данных ссылках и возможных мошенничествах. Сообщите пользователям сети Интернет, что данная ссылка мошенническая. Удалите указанное сообщение, если убеждены, что оно не нанесло вред вашему устройству.
Вредоносные программы создаются и усовершенствуются мошенниками регулярно. При работе с телефоном вы можете столкнуться с видом вредоносных программ, которые не требуют вашей активности и могут быть самостоятельно загружены на ваше мобильное устройство через уязвимости операционной системы. В случае заражения мобильного устройства рекомендуем определить угрозы и последствия получения доступа хакера к вашему мобильному устройству. Признаками заражения мобильного устройства могут быть: блокирование операционной системы, блокирование входящих СМС, отправка искусственно сгенерированных мобильным устройством сообщений. Зараженный мобильный телефон следует немедленно выключить, сим-карту перевыпустить у оператора, а телефон сохранить для последующего изучения полицией, если было совершено мошенничество, либо передать в сервисный центр, если деньги похищены не были. Если к данному мобильному устройству привязана банковская карта, банковские услуги (такие, как «Мобильный банк», «Онлайн Банк», «Интернет-банк»), то необходимо срочно связаться с банком, чтобы заблокировать карту и приостановить обслуживание по счетам. Если с помощью телефона это не удается сделать, то необходимо обратиться в ближайшее отделение банка.
Будьте бдительны! О всех подозрительных лицах и звонках сообщайте по тел.: 02, 102 или в дежурные части Управления МВД России по городу Таганрогу:
ДЧ УМВД России по г. Таганрогу: 347900, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Александровская, 45, тел. 8(8634)632-220, 8(8634)632-500, 102 (с мобильного)
ДЧ ОП № 1 У МВД России по г. Таганрогу: 347900, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Чехова, 78, тел. 8(8634)632-366
ДЧ ОП № 2 У МВД России по г. Таганрогу: 347900, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Александровская, 166, тел. 8(8634)632-321
ДЧ ОП № 3 У МВД России по г. Таганрогу: 347900, Ростовская область, г. Таганрог, ул. П. Осипенко, 64, тел. 8(8634)632-220